Итоговое сочинение 2019/20

направления

  1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги
  2. «Надежда и отчаяние»
  3. «Добро и зло»
  4. «Гордость и смирение»
  5. «Он и она»

Дата написания итогового сочинения

4 декабря  2019

Итоговое сочинение по литературе проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года, 6 мая 2020 года.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года

Размещены в  Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году (Приложение 8 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888)

ТематическоенаправлениеКомментарий
1«Война и мир»–  к 150-летиювеликой книгиТемы,   связанные   с данным направлением,   предполагают попытку осмысления  важнейших исторических  и нравственно-философских  уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении  человека к миру  и гармонии, о причинах  разлада и поисках согласия   между людьми   в семейных и   социальных отношениях,   омногозначности  понятий «война» и  «мир» и их сложном  соотношении, о природе  подлинного  героизма и патриотизма,  а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
2НадеждаиотчаяниеВ  широком  мировоззренческом  аспекте понятия «надежда»  и «отчаяние» могут  быть соотнесены  с выбором активной  или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда  помогает человеку  выстоять в тяжелых  жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и   собственные   силы, добро   и справедливость.   Проиллюстрировать проявления  этих разных  жизненных позиций  можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
3Добро и злоКонфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства.  Вечное противостояние  двух полюсов человеческого  бытия находит  свое отражение  в нравственном выборе  героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой    частью всякой    человеческой судьбы.    Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
4ГордостьисмирениеДанное  направление  предполагает осмысление  понятий «гордость»  и «смирение» в философском, историческом  нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие  «смирение»  – как рабская  покорность или как  внутренняя сила, позволяющая  не отвечать агрессией  на агрессию. Выбор тех  или иных смысловых  аспектов, а  также примеров  из литературных произведений остаются за автором сочинения.
5Он и онаВзаимоотношения  между мужчиной и  женщиной, как в личной,  так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов,  философов. Темы  сочинений данного  направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви  до конфликта  и обоюдного неприятия.  Предметом размышления может  стать и  многообразие  взаимоотношений  мужчины и женщины  в социальном,  культурном, семейном  контексте, включая духовные  связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».