Эффективные практики формирования функциональной грамотности у детей с ОВЗ

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А. А. ЛеонтьевC:\Users\USER 14\Desktop\ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР\IMG_20230127_124923.jpg

  27 января в рамках передачи опыта по формированию функциональной грамотности был проведен круглый стол «Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности».

Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность.

 Функциональная грамотность связана с готовностью человека добывать, применять и оценивать знания и умения, а также осуществлять саморазвитие.

Дошкольное и начальное образование выступают в роли  платформы для формирования базиса и начального развития функциональной грамотности ребенка. Во время работы с детьми с ОВЗ по реализации  АООП НОО становится понятным, что  основы для начала формирования функциональных компетенций практически  просто отсутствуют у большинства ребят с ОВЗ, и что нужно помочь им преодолевать эти трудности для начала успешной учебной деятельности.

В рамках мероприятия коллектив единомышленников предложил вниманию коллег опыт педагогов, работающих с 3 классом детей с ОВЗ по  АООП НОО 7.2, 8.2, УО(1).

Учитывая  низкую работоспособность детей с ОВЗ, присутствует необходимость за малый  промежуток занятия отработать несколько задач. Такую возможность дает планирование метапредметного и интегрированного  урока либо использование его элементов. Применение различных техник, приемов позволяет часто менять виды деятельности, сохраняя ресурсность детей. 

Качественным приемом в развитии функциональных компетенций детей с ОВЗ является практико-ориентированное целеполагание на уроке. У наших детей присутствует потребительское отношение к окружающему миру, они не все умеют ценить то, что их окружает. Не умеют полноценно радоваться и своим достижениям в учебной деятельности, поскольку не понимают ее важность для самостоятельной жизни. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь детям понять это через практическую   работу на уроках и мероприятиях. C:\Users\USER 14\Desktop\ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР\ФМС ноябрь 2022\IMG_20221028_095013.jpgC:\Users\USER 14\Desktop\ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР\ФМС декабрь\ФМС декабрь фото\IMG_20221129_104001.jpgC:\Users\USER 14\Desktop\ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР\фмс январь\IMG_20221228_102706.jpg

 Сотрудничество с коллективом филиала ГАУК ТОНБ «Специальная библиотека для слепых» позволяет осуществлять множество педагогических проектов. Дети получают не только новые знания, но и имеют возможность сделать что-то полезное своими руками. Этот  опыт  детей затем используется на уроках для более качественного   закрепления функциональных компетенций.

 Одним из эффективных методов развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, который позволяет школьникам младших классов избавиться от физического и психического перенапряжения, являются занятия пластилинографией. Лепка из пластилина   может помочь обучающемуся при адаптации к школе, став для подрастающего человека любимым хобби, с помощью которого он может выражать скапливающиеся у него в течение дня эмоции, разгружая центральную нервную систему и предотвращая возникновение неврозов. C:\Users\USER 14\Desktop\ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР\ФМС ноябрь 2022\IMG_20221025_124306.jpg

 Польза пластилинографии на занятиях с детьми с ОВЗ бесспорна, это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования

 ОВЗ очень В работе с детьми с эффективно применение игровых технологий, которые развивают у детей логическое и критическое мышление, формируют навык выстраивания причинно-следственных связей, воспитывает креативный подход к решению поставленных задач, поощряет проявление инициативы, способствует физическому развитию. 

 Ребята вместе с педагогами отправились в увлекательное виртуальное путешествие по бескрайним просторам севера.

Занятия были организованы в динамичной игровой форме. Ребята узнали основные правила поведения на водоёмах в зимний период. Игра несла в себе развивающий характер и совмещала правила безопасного поведения на льду.

Таким образом, можно констатировать, что применяемые педагогами   приемы и техники  в организации образовательного процесса у  детей с ОВЗ, позволяют осуществлять комплексный подход к реализации программы обучения и системно развивать функциональные компетенции, т.е. постоянно формировать функциональную грамотность у обучающихся. 

Читайте также: