Эффективные практики формирования функциональной грамотности у детей с ОВЗ
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А. А. Леонтьев
27 января в рамках передачи опыта по формированию функциональной грамотности был проведен круглый стол «Эффективные приемы и методы формирования функциональной грамотности».
Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность.
Функциональная грамотность связана с готовностью человека добывать, применять и оценивать знания и умения, а также осуществлять саморазвитие.
Дошкольное и начальное образование выступают в роли платформы для формирования базиса и начального развития функциональной грамотности ребенка. Во время работы с детьми с ОВЗ по реализации АООП НОО становится понятным, что основы для начала формирования функциональных компетенций практически просто отсутствуют у большинства ребят с ОВЗ, и что нужно помочь им преодолевать эти трудности для начала успешной учебной деятельности.
В рамках мероприятия коллектив единомышленников предложил вниманию коллег опыт педагогов, работающих с 3 классом детей с ОВЗ по АООП НОО 7.2, 8.2, УО(1).
Учитывая низкую работоспособность детей с ОВЗ, присутствует необходимость за малый промежуток занятия отработать несколько задач. Такую возможность дает планирование метапредметного и интегрированного урока либо использование его элементов. Применение различных техник, приемов позволяет часто менять виды деятельности, сохраняя ресурсность детей.
Качественным приемом в развитии функциональных компетенций детей с ОВЗ является практико-ориентированное целеполагание на уроке. У наших детей присутствует потребительское отношение к окружающему миру, они не все умеют ценить то, что их окружает. Не умеют полноценно радоваться и своим достижениям в учебной деятельности, поскольку не понимают ее важность для самостоятельной жизни. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь детям понять это через практическую работу на уроках и мероприятиях.
Сотрудничество с коллективом филиала ГАУК ТОНБ «Специальная библиотека для слепых» позволяет осуществлять множество педагогических проектов. Дети получают не только новые знания, но и имеют возможность сделать что-то полезное своими руками. Этот опыт детей затем используется на уроках для более качественного закрепления функциональных компетенций.
Одним из эффективных методов развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, который позволяет школьникам младших классов избавиться от физического и психического перенапряжения, являются занятия пластилинографией. Лепка из пластилина может помочь обучающемуся при адаптации к школе, став для подрастающего человека любимым хобби, с помощью которого он может выражать скапливающиеся у него в течение дня эмоции, разгружая центральную нервную систему и предотвращая возникновение неврозов.
Польза пластилинографии на занятиях с детьми с ОВЗ бесспорна, это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования
ОВЗ очень В работе с детьми с эффективно применение игровых технологий, которые развивают у детей логическое и критическое мышление, формируют навык выстраивания причинно-следственных связей, воспитывает креативный подход к решению поставленных задач, поощряет проявление инициативы, способствует физическому развитию.
Ребята вместе с педагогами отправились в увлекательное виртуальное путешествие по бескрайним просторам севера.
Занятия были организованы в динамичной игровой форме. Ребята узнали основные правила поведения на водоёмах в зимний период. Игра несла в себе развивающий характер и совмещала правила безопасного поведения на льду.
Таким образом, можно констатировать, что применяемые педагогами приемы и техники в организации образовательного процесса у детей с ОВЗ, позволяют осуществлять комплексный подход к реализации программы обучения и системно развивать функциональные компетенции, т.е. постоянно формировать функциональную грамотность у обучающихся.